Нынешняя выставка группы «Институция нестабильных мыслей» в пространстве Stella Art Foundation на Мытной улице является прямым продолжением ее экспозиции «Media-comfort», недавно завершившейся в Скарятинском переулке. Художники развивают ту же тему технологически и образно измененного интерьера, меняя при этом главный акцент проекта.
Публике демонстрируется произведения, большая часть которых представляет собой технологические гибриды. Это картины, на которые проецируются цифровые движущиеся изображения — в купе с просто живописными работами и просто проекциями. По сути дела живопись здесь представляет тот или иной род «простого» фона — фрагмент стены, занавес, предмет. Она деликатна до полной нейтральности — до междометия, до молчания. А молчание всегда таинственно, подразумевает то, что неизвестно, чего недостает и что воспринимается как чудо. Фону, понятное дело, недостает изображения. Поэтому именно изображению достается роль чуда. В данном случае чуда ожившего изображения. И если картина-фон несет в себе тайну, то тем самым она передает «функцию чуда» другому медиуму — видео. Без одного нет другого, интрига заключается в самой связи образов и технологий.
В искусстве между чудом и обманом разницы не существует: прародина искусства — магическая иллюзия. Образы «Междоmedia» прямо следуют давней традиции «обманок». Но если старые «обманки» интригуют нас иллюзией фактуры и объема, то современные оживают в ауре движения. В диапазоне самых разных произведений — от Билла Виолы и Тони Оурслера до Айдан Салаховой — картины и объекты анимируются динамически. Подход ИНМ от всего этого существенно отличается. Излюбленным приемом наших авторов служит ритмически организованное чередование статичных образов-проекций на картинном фоне (лишь изредка художники используют короткий зацикленный видеофрагмент, сохраняющий свое родство с неподвижной «картинкой»). Поэтому иллюзия чуда у них не связана с видео-движением, она базируется на ритме, мерцает где-то между образами.
Название выставки — «Междоmedia» — точно передает эту диалектику. Оно может быть понято сразу и как знак мультимедиальности, и как намек на междометия. Междометия же, согласно своему определению, — тип слов и словосочетаний, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других реакций. Именно нерасчлененного. В этом смысле они — не репродукция, а прямая транскрипция сути художественного произведения. Кому нужно описание вещи, когда доступна сама вещь. Кому нужна художественная вещь, если она, будучи бесполезной практически, к тому же не вызывает никаких переживаний. Кому нужно точное определение личного переживания вместо того, что оно в себе несет. И где, в конце концов, это «несомое» — неуловимое, неопределимое, неназываемое...
Владимир Левашов